ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ОБ ИНТЕРВАЛАХ И ХАРАКТЕРИСТИКАХ - НАЗВАНИЯ ИНТЕРВАЛОВ, КОЛИЧЕСТВО ТОНОВ И ПОЛУТОНОВ И Т.Д.

Интервал - одновременное звучание или последовательное звучание двух звуков. Интервалы бывают пяти видов : чистые, большие, малые, увеличенные и уменьшённые. Здесь приведены все интервалы, кроме увеличенных и уменьшённых, с их основными характеристиками, а именно :

Название интервала - , как правильно называют интервал.

Количество полутонов и тонов -  количество тонов и полутонов содержащихся в интервале, знание этого позволяет строить интервал от любого звука.

Расстояние от звука до звука в ступенях -  пример  - чистая кварта до и фа, расстояние от звука до звука - 4 ступени, а именно - до, ре, ми и фа. (Рекомендуется использовать клавиатуру для счёта ступеней.)

Сокращённое название -  как правильно кратко записывается интервал, например - малая секунда, сокращённое название "м.2".

                               
                                  РАЗДЕЛ № 1 : ОСНОВНЫЕ ИНТЕРВАЛЫ - МАЛЫЕ, ЧИСТЫЕ И БОЛЬШИЕ.


                                  Итак, перечисление всех интервалов, кроме увеличенных и уменьшённых :

Малая секунда, название интервала. - малая секунда, количество тонов и полутонов - 1 полутон,  расстояние от звука до звука в ступенях - 2 ступени, сокращённое название  - м.2.

Большая секунда, название интервала - большая секунда, количество тонов и полутонов - 1 тон, расстояние от звука до звука в ступенях - 2 ступени,сокращённое название- б.2.

Малая терция, название интервала - малая терция, количество тонов и полутонов - 1 тон и 1 полутон или полтора тона, расстояние от звука до звука в ступенях - 3 ступени, сокращённое название - м.3.

Большая терция,название интервалов - большая терция, количество тонов и полутонов - 2 тона, расстояние от звука до звука в ступенях - 3 ступени, сокращённое название - б.3.

Чистая кварта, название интервала - чистая кварта, количество тонов и полутонов - 2 с половиной тона (или 2 тона и 1 полутон), расстояние от звука до звука в ступенях - 4 ступени, сокращённое название - ч.4.

Чистая квинта, название интервала - чистая квинта, количество тонов и полутонов - 3 с половиной тона (или 3 тона и 1 полутон), расстояние от звука до звука в ступенях - 5 ступеней, сокращённое название - ч.5.

Малая секста, название интервала - малая секста, количество тонов и полутонов - 4 тона, расстояние от звука до звука в ступенях - 6 ступеней, сокращённое название - м.6.

Большая секста, название интервала. - большая секста,количество тонов и полутонов - 4 тона и 1 полутон, расстояние от звука до звука - 6 ступеней, сокращённое название  - б.6.

Малая септима, название интервала - малая септима,количество тонов и полутонов - 5 тонов, расстояние от звука до звука в ступенях - 7 ступеней, сокращённое название - м.7.

Большая септима, название интервала - большая септима, количество тонов и полутонов - 5 тонов и 1 полутон, расстояние от звука до звука в ступенях - 7 ступеней, сокращённое название - б.7.

Чистая октава, название интервала - чистая октава, количество тонов и полутонов - 6 тонов, расстояние от звука до звука в ступенях - 8 ступеней, сокращённое название - ч.8.

Это были все основные интервалы, их всех можно построить от любого звука, однако все увеличенные и уменьшённые интервалы, кроме тритонов - ув.4 и ум.5., имеют особое название - характерные, так как они свойственны ("характерны") только определённым ладам мажора и минора, а именно - гармоническому и мелодическому.

              РАЗДЕЛ № 2 : УВЕЛИЧЕННЫЕ И УМЕНЬШЁННЫЕ ИНТЕРВАЛЫ, ХАРАКТЕРНЫЕ ИНТЕРВАЛЫ И ТРИТОНЫ.   

Часть 1 - характерные интервалы.

Характерных интервалов всего четыре : ув.2. (увеличенная секунда), имеет такое же количество тонов, как и м.3. (увеличенная секунда, как принято говорить - энгармонична, то есть - равна по звучанию и количеству тонов и полутонов) , ум.7. -  энгармонична б.6., то есть большой сексте, ув.5. - энгармонична м.6., то есть малой сексте и ум.4. - энгармонична б.3., то есть большой терции. 

Но - данные интервалы были названы характерными, потому, что строятся только в определённых ладах мажора и минора и только на определённых ступенях.

Поэтому в мажоре ув.2. строится на 6 ступени, ум.7. на 7 ступени, ув.5. на 6 ступени, ум.4. на 3 ступени.

А в миноре ув.2. строится на 6 ступени, ум.7. на 7 ступени, ув.5. на 3 ступени, ум.4. на 7 ступени.

Характерные интервалы разрешаются следующим образом - если интервал увеличенный, то он разрешается в "сторону расширения", а если он уменьшённый - то в сторону сужения. Пример - тональность ля минор, ув.2. - фа и соль-диез.

Интервал ув.2. увеличенный - значит разрешается в сторону расширения, но так как его звуки неустойчивы то разрешаются оба звука в ближайшие устойчивые. Разрешение таково - фа разрешается в ми на полтона и соль-диез тоже разрешается на полтона в тонику ля. Но есть небольшое примечание - соль-диез является повышенной 7 ступенью, которая встречается только в гармоническом и мелодическом ладах минора.

А вот интервал ум.7. уменьшённый - значит разрешается в сторону уменьшения и так же как и ув.2. при разрешении разрешаются оба звука "внутрь". Например в тональности до-мажор ум.7. будет - си и ля-бемоль, при этом такой интервал может быть построен только в гармоническом мажоре. При разрешении данного интервала, как уже упоминалось выше разрешаются обе ступени "внутрь", а именно - си и ля-бемоль, разрешаются в до и соль, в тонику и пятую ступень.

Это были те характерные интервалы, у которых оба звука являлись неустойчивыми и потому по законам тяготения оба разрешались в ближайшие устойчивые звуки. Но остальные два интервала - ув.5. и ум.4. имеют внизу или наверху, в зависимости от лада тональности, где построены данные интервалы - в мажоре или миноре, устойчивую ступень, которая разрешается "сама в себя", то есть остаётся на месте, в таких интервалах разрешается только один звук.

Например - ув.5., допустим опять в до-мажоре. Это будет ля-бемоль и ми. В данной тональности, ми является устойчивой ступенью, в то время как ля-бемоль является хроматической ступенью, 6 пониженной, которая встречается только в гармоническом и и мелодическом мажоре, о чём говорилось ранее. Поэтому ми остаётся на месте, а вот ля-бемоль разрешается в соль. Получается, что ув.5. - ля-бемоль и ми, разрешается в б.6. - соль и ми.

Соответственно "ведёт себя" и ум.4., только как мы уже выяснили уменьшённые в отличии от увеличенных разрешаются в сторону сужения. ("Уменьшённые уменьшаются, а увеличенные увеличиваются", фраза для запоминания.) Построим данный интервал в ля миноре - получится, соль-диез и до. Соль-диез является повышенной 7 ступенью, которая свойственная только гармоническому и мелодическому минору и является неустойчивой ступенью, а вот до является третьей ступенью, которая является устойчивой, поэтому она остаётся на месте, а соль-диез разрешается в ля.

То есть - у ув.2. и ум.7. разрешаются оба звука (не зависимо от лада - мажора или минора), а у ув.5. и ум.4. разрешается только один звук, а какой - верхний или нижний, зависит от лада тональности - если мажор, то у ув.5. разрешается нижний звук и у ум.4. разрешается верхний звук (Это происходит потому, что эти интервала имеют один и тот же звук - пониженную 6 ступень, вторая ступень в ув.5. и ум.4. не одинаковая), а если минор - то наоборот, у ув.5. тогда разрешается верхний звук (,а не нижний, как в мажоре) и у ум.4. разрешается нижний звук (, и опять таки полная противоположность мажору, где разрешается верхний звук).

Часть 2 - тритоны.

Тритоны не входят в группу характерных интервалов, но при этом так же являются либо уменьшёнными, либо увеличенными. Тритон - это интервал, который содержит три тона - именно поэтому ему было дано такое название, расстояние от звука до звука в ступенях - зависит от расположения в тональности (то есть если это ув.4. - то тогда 4 ступени, а если ум.5. - то пять ступеней, но при этом имеют одинаковое количество тонов.), и сокращённое название так же может быть разным - опять таки в зависимости от расположения в тональности. (либо ув.4., либо ув.5.), к сожалению, сокращённого названия для тритона, а не для его двух разновидностей (ув.4. и ув.5.) нету, есть только полное название.

Итак, как мы выяснили - тритон, строго говоря - это интервал содержащий три тона. Но тритоны бывают двух "видов" :

Тритон, название интервала - увеличенная кварта, количество тонов и полутонов - 3 тона, расстояние от звука до звука в ступенях - 4 ступени, сокращённое название - ув.4. Данный интервал строится от определённых ступеней, и при этом в мажоре и миноре на разных ступенях. В натуральном мажоре ув.4. строится на 4 ступени, в гармоническом мажоре строится на 4 ступени и на пониженной 6 ступени, в мелодическом мажоре на 4 ступени, на пониженной 6 и на пониженной 7.
Далее, в натуральном миноре ув.4. строится от 6 ступени, в гармоническом миноре от 6 ступени и от 4 ступени, в мелодическом миноре от 6 ступени, от 4 ступени и от 3 ступени.

Тритон, название интервала - уменьшённая квинта, количество тонов и полутонов - 3 тона, расстояние от звука до звука в ступенях - 5 ступеней, сокращённое название - ум.5. Этот интервал, так же как и его "брат" ув.4., строится от определённых ступеней. В натуральном мажоре ум.5. строится от 7 ступени, в гармоническом мажоре от 7 ступени и от 2 ступени, в мелодическом мажоре строится от 7 ступени, от 2 ступени и от 3 ступени. В натуральном миноре по другому - ум.5. строится от 2 ступени, в гармоническом миноре от 2 ступени и от 7 повышенной ступени, в мелодическом миноре строится от 2 ступени, от 7 повышенной ступени и от 6 повышенной ступени.

                                РАЗДЕЛ № 3, НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ ПО ИНТЕРВАЛАМ И ОТВЕТЫ К НИМ.

Вопрос : "Как построить интервал в тональности или вне тональности?"

Ответ :   "Если надо построить интервал вне тональности - то сначала выясняем признаки интервала, который мы хотим         построить, допустим нужно построить увеличенную кварту от звука до. 

Данный интервал имеет расстояние в четыре ступени, поэтому по белым клавишам от до отсчитываем такое количество клавиш и останавливаемся на 4 клавише, если считать первой клавишой  звук до. Проверяем количество тонов и полутонов, мы знаем что увеличенная кварта - это тритон, имеющий три тона. Расстояние между двумя белыми клавишами, если между ними стоит чёрная, соответствует 1 тону. Но между клавишами ми и фа нету чёрной клавиши, поэтому - до и фа это только 2 тона и один полутон, а нам нужно 3 тона.

Самая распространённая в таком случае ошибка в том, что так как многие обращают внимание только на тоны и полутоны, то здесь по данной логике можно поставить как и соль-бемоль так и фа-диез, кажется разницы нет, но именно в этом заключается ошибка! Расстояние от звука до звука в ступенях здесь - 4 ступени, то есть надо отсчитать от до четыре ступени до фа. Интервал до и фа - это кварта. Но здесь нам нужно построить именно увеличенную кварту, где расстояние от звука до звука в ступенях было бы одинаковым.  Если было бы иначе - увеличенная кварта и уменьшённая квинта были бы одинаковыми интервалами, хотя так по сути и есть - разница только между обозначениями, но этой разницей нельзя пренебрегать, она очень важна, особенно - в тональностях для обозначения функции интервала.

Учтя это мы сначала строим чистую кварту и потом повышаем верхнюю ступень, так как обычно под словами "постройте от такой то ступени то то" - имеется в виду то, что звук от которого нужно построить нельзя изменять. И получаем нужный интервал - до (ступень от которой строили) и фа-диез. (Можно заметить, что обычно дубль диез - повышение на целый тон, используется только в тональностях где много диезов и какую то ступень с диезом надо ещё повысить.)

Так же строим и в тональности, учитывая ключевые знаки тональности и то, что минор и мажор могут быть не только натуральными, но и гармоническими и мелодическими, что надо использовать не смущаясь, то есть могут быть повышены (в миноре) и понижены (в мажоре) 6 и 7 ступени.

Отредактировано Сольфеджист (2009-10-15 13:13:41)