ПРЕДИСЛОВИЕ - ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ОБ АККОРДАХ.

Аккорд - одновременное звучание трёх и более звуков. (А одновременное или последовательно звучание двух звуков - это интервалы.) Аккорды имеют строение (в отличии от интервалов), могут быть увеличенными и уменьшёнными (так же как и интервалы), имеют окраску лада - минора или мажора (то есть аккорды могут быть мажорными или минорными) и могут выполнять ладовые функции, например - функции доминанты при разрешении. Теперь немного подробнее о каждой характеристики.

Строение - расположение терций и кварт (или только терций) в аккорде. Когда просят сказать, какое строение аккорда или из чего он состоит - то следует говорить интервалы между соседними звуками начиная с нижнего звука. Например - мажорное трезвучие до-ми-соль. На вопрос "Какое строение у данного аккорда?", нужно отвечать -  "Внизу большая терция и наверху малая терция."

Ладовая окраска - её можно определить по слуху, минорная окраска это грустное звучание, а мажорная окраска конечно же весёлое звучание. В зависимости от ладовой окраски аккорд "принадлежит" либо к мажорной тональности либо к минорной.

Гармоническая функция - этот параметр можно определить только если аккорд звучит хотя бы в простой цепочке состоящей из двух аккордов : из него самого и другого аккорда, хотя даже в этом случае определить гармоническую функцию аккорда бывает невозможно. Например, звучит скажем : ре-соль-си и после этого аккорда звучит до-ми-соль. По звучанию первый аккорд тяготится в первый. Значит - аккорд до-ми-соль выполняет тоническую функцию, является устойчивым. 

Аккорд может иметь обращения - это значит, что нижний звук или верхний переносится либо вверх, если это нижний звук, либо вниз - если верхний. При обращении не меняются ступени и звуки - меняется их расположение.

Это были все основные параметры аккордов, далее - какие они бывают и сколько их.

                                                           

                              РАЗДЕЛ 1 - АККОРДЫ В ТОНАЛЬНОСТИ, КРОМЕ УМЕНЬШЁННЫХ И УВЕЛИЧЕННЫХ.

Тональности бывают в основном двух ладов - мажорного и минорного. Хотя аккорды в мажоре и миноре различны, тем не менее встречаются и одинаковые.

Вот список основных аккордов встречающихся в мажоре и миноре.

В мажоре:

Тоническое трезвучие, строится на 1 ступени (на тонике), имеет два обращения, строение - внизу б.3. и наверху м.3.  (Читайте "Интервалы, информация, вопросы и ответы на них."), гармоническая функция - тоника, сокращённое название Т.5
                                                                                                      3

(Пятёрка в верху и троечка внизу...)

Обращения тонического трезвучия : тонический секстаккорд , строится на 3 ступени.., строение м.3. внизу  и ч.4. наверху, гармоническая функция - тоника, сокращённое название Т.6.,  и тонический квартсекстаккорд, строится на 5 ступени и, строение - ч.4. внизу и б.3. наверху. гармоническая функция - тоника, сокращённое название - т.6
                                                                                                                                                                                                                                                                   4

(Шестёрка вверху и четвёрочка внизу...)

Субдоминантовое трезвучие, строится на 4 ступени, имеет два обращения, строение - внизу б.3. и на верху м.3. гармоническая функция - субдоминанта, сокращённое название S.5
                   3

(Пятёрка наверху и троечка внизу...)

Обращения субдоминантового трезвучия : субдоминантовый секстаккорд, строится на 6 ступени, строение м.3. внизу и ч.4. наверху, гармоническая функция - субдоминанта, сокращённое название S.6, и субдоминантовый квартсекстаккорд, строится на 1 ступени, строение - ч.4. внизу и б.3. наверху, гармоническая функция - субдоминанта, сокращённое название S.6.
                                         4

(Шестёрка вверху и четвёрочка внизу...)

Доминантовое трезвучие, строится на 5 ступени, имеет два обращения, строение - внизу б.3. и на верху м.3., гармоническая функция - доминанта, сокращённое название D.5
                                                                                                                                                                                                                                                                     3

(Пятёрка наверху и троечка внизу...)

Обращения доминантового трезвучия : доминантовый секстаккорд, строится на 7 ступени, строение м.3. внизу и ч.4. наверху, гармоническая функция - доминанта, сокращённое название D.6., и доминантовый квартсекстаккорд, строится на 2 ступени, строение - ч.4. внизу и б.3. наверху, гармоническая функция - доминанта, сокращённое название D.6.
                    4
(Шестёрка вверху и четвёрочка внизу...)

В миноре :

Очень похоже, но есть отличия :

Тоническое трезвучие имеет другое строение : внизу м.3. и наверху б.3., количество обращений то же (два) и обозначение другое - маленькая т.5
                                                                                                                                                                                                                             3

(Так же - пятёрочка наверху и 3 внизу...)

Тонический секстаккорд, строение - м.3. внизу и ч.4. наверху, строится на той же ступени, что и в мажоре, сокращённое название т.6, тонический квартсекстаккорд, строение - ч.4. внизу и м.3. наверху

Отредактировано Сольфеджист (2009-10-24 10:19:53)